Недавно Бердянск посетили наблюдатели миссии ОБСЕ. Посетили не просто так, а с конкретной целью – встретиться с бердянскими волонтерами из организации «Берегини Таврии».
В прессе много писалось о патриотической работе волонтеров этой организации и об их усилиях по поддержке боеспособности украинской армии и помощи беженцам из Донбасса. Так что интерес наблюдателей ОБСЕ к волонтерам «Берегини Таврии» вполне оправдан.
Сразу хочу отметить, что лично я, как журналист и как гражданин, с величайшим уважением отношусь к деятельности именно этой организации. На фоне расплодившихся в последнее время аморальных деляг, которые прикрываясь волонтерской деятельностью нашли себе новый вид нехилого заработка, «Берегини Таврии» работают честно, бескорыстно и самоотверженно. Хвала им и честь за это. Особо хотелось бы отметить одного из лидеров этой организации, известного в городе человека активной жизненной позиции Ольгу Коник. Кстати, именно Коник сочла нужным пригласить журналиста на встречу волонтеров с наблюдателями ОБСЕ. Таким образом, среди участников встречи оказался и я – автор блога «Где Вы, волки?». Забегая вперед, скажу, что у меня осталось весьма неприятное ощущение по результатам этой акции.
Конечно, люди должны знать о сотрудничестве украинских волонтеров с международными организациями. Но это лишь в том случае, если таковое сотрудничество имеет место быть.
Встреча проходила в ресторане гостиницы «Арле». Наблюдателей было четверо, и все они представляли днепропетровский офис ОБСЕ. Конкретно, беседовала с нами американка Сюзан Стемпер. Судя по визитной карточке, ее статус – представитель специальной мониторинговой миссии.
Госпоже Стемпер явно не понравилось участие во встрече журналиста. Она, конечно, скрыла свое неудовольствие, но я отчетливо почувствовал некий холодок дискомфорта. Меня сразу предупредили, что статус международных наблюдателей запрещает сотрудникам ОБСЕ давать какие-либо комментарии и отвечать на вопросы. Поэтому я, молча наблюдал за действом со стороны.
Социологический опрос в «фокус-группах»
Сначала волонтеры подробно рассказали о различных аспектах деятельности «Берегинь Таврии», продемонстрировали содержимое «фронтовых аптечек», которые комплектуются в Бердянске и передаются в боевые части фронтовой зоны. Вручили наблюдателям так же два пакета борщевых наборов «Борщ азовский». Эти наборы быстрого питания готовятся в Бердянске и передаются фронтовым частям для приготовления солдатам горячей пищи. Затем госпожа Стемпер продолжила беседу на более общие темы. Но это уже была никакая не беседа.
Это был профессионально построенный социологический опрос. На языке журналистов, социологов и шпионов такие акции называются «отбор первичной информации». Вопросы задавались очень продуманные и точные. Какое отношение к войне у жителей разных регионов? Какие настроения доминирую в различных социальных слоях украинского общества? Как волонтеры оценивают деятельность украинской власти? Как оценивается перспектива страны, Запорожского региона, Донбасса? Понятно, что наши волонтеры, подогретые предварительной беседой о деятельности «Берегинь Таврии», отвечали искренне и охотно. Как журналист я отчетливо видел, что идет лобовой сбор информации, потому что сам неоднократно работал в таких «фокус- группах» и занимался аналогичным сбором первичной информации для социологии.
Госпожа Сюзан Стемпер много улыбалась и сочувственно кивала, слушая волонтерские откровения, но за очками постоянно поблескивал холодный взгляд профессионала. Дама просто делала свою работу. В конце беседы госпожа Стемпер, очень неохотно, но позволила мне сделать «фото для прессы».
До самого момента расставания с наблюдателями мониторинговой миссии, наши волонтеры оставались под влиянием иллюзий, и все пытались что-то объяснить, что-то растолковать, и высказать нечто такое, после чего представители ОБСЕ «вдруг прозреют» и, наконец-то, поймут, что Россия – это агрессор. И после этого Европа нам поможет.
Заграница нам поможет?
Думаю, что серьезной и реальной помощи от благополучной Европы нашей стране ожидать не стоит. И чем раньше мы избавимся от этой иллюзии, тем будет лучше. Ситуацию в Украине европейцы понимают гораздо лучше и глубже нас. Видят наши успехи (которых почти нет) и видят наши провалы (которых очень много). Сегодня у ОБСЕ совершенно нет такой цели – помочь Украине. Они просто собирают информацию. Понятно, что первичная информация полевых наблюдателей попадает потом в какие-то специализированные аналитические центры, где ее систематизируют и обрабатывают. Зачем? Я не знаю. Возможно, на базе этих исследований вырабатываются некие рекомендации для европарламента и руководителей европейских государств, возможно, эти рекомендации идут в НАТО. Надеюсь, что не в Россию, хотя зарекаться не стану. Но помогать Украине масштабно Европа не будет. Нет у них такой цели, хотя разговоров об этом ведется много. По крайней мере, для себя я это понял однозначно.
Встречный взгляд со стороны
А вот теперь давайте попытаемся взглянуть на ситуацию со стороны. Со стороны лидеров европейских стран. Тем более, что ситуацию в Украине они понимают, пожалуй, даже лучше наших политических лидеров.
Европейцы – это сугубые прагматики. Я жил в Германии и Чехии, бывал в Австрии и Польше, так что знаю, что говорю. Иногда этот их прагматизм бесит, иногда – восхищает. И все стратегические вопросы они решают с точки зрения практической целесообразности. Но для того, чтобы не ошибиться, европейские лидеры проводят глубокие исследования (в том числе и социологические) потенциальных партнеров. По моему мнению, именно такими исследованиями и занимается миссия ОБСЕ в Украине. Их можно понять.
Господа, положа руку на сердце, спросите себя сами: «Если масштабная помощь Запада начнет, наконец, поступать, сможет ли Украина гарантировать, что эта помощь будет использована эффективно и целенаправленно? ». Гарантий таких нет. Наоборот, есть все основания думать, что финансовые ресурсы разворуют, а любую военную помощь СВЕДУТ НА НЕТ наши тупые и продажные генералы. И западные правители прекрасно все это понимают.
Ведь что мы имеем? Мы имеем полное отсутствие реальных реформ, слабую и коррумпированную власть и тупой (продажный) генералитет, не способный эффективно вести войну. Фактически, войну сегодня ведут солдаты и волонтеры вопреки деструктивным действиям президента и генералов. При этом наблюдается полное отсутствие политической воли на изменение ситуации к лучшему. И поэтому ситуация меняется к худшему.
При таких условиях закачивать в Украину ресурсы, это значит выбрасывать деньги на ветер. А прагматичные европейцы не любят зря выбрасывать деньги. И, по-своему, они правы.
Both comments and pings are currently closed.